Из истории издательства «Academia»
Часть 1



Даниэль Дэфо. Робинзон Крузо.




Шарль Сорель. Правдивое комическое жизнеописание Франсиона.




Сервантес. Дон Кихот.

    Представлять издательство «Асademia» не только библиофилам, но и просто жителям крупных городов нашей страны, думается, не нужно. Перестав существовать еще до начала Великой Отечественной войны, оно, как было принято в этих случаях говорить, «оставило неизгладимый след в истории издательской культуры РСФСР и других союзных республик». Но, заинтересовавшись историей «кумира» собирателей иллюстрированных изданий, мы сразу же столкнемся с весьма скудной информацией не только о его работе, но и о самих выпущенных «Аcademia» книгах. Книги, о которых идет речь, в букинистических магазинах встречаются, но выбор весьма невелик, а главное, на потертых переплетах нет суперобложек — своеобразного оформительского «паспорта» изданий «Асаdemia». Найти какое-либо солидное издание, посвященное этим книгам, тем более, хорошо иллюстрированное мы не смогли и в меру наших скромных сил, попытались собрать, прежде всего, свидетельства людей участвовавших в работе издательства, а затем хотим описать возможно большее количество изданий с учетом интереса, который они могут представлять для библиофилов наших дней. Мы заранее приглашаем посетителей нашего сайта принять участие в этой работе. И начнем мы наши поиски с периода «туманной юности» книгопечатания в только создававшемся СССР.

    Период от возникновения этого издательства и до окончательного его становления, как «законодателя моды» в издательском деле, наиболее подробно описан в статье известного библиофила М.В. Раца «Academia». Заметки библиофила», в ней автор, в частности, пишет: «Издательство «Academia» было организовано в конце 1921 года как издательство Философского общества при Петроградском университете.

    Именно в 1921 году (12 декабря) вышел декрет Совнаркома "О частных издательствах", опубликованный в "Известиях ВЦИК" 17 декабря того же года. "Он предоставлял частно-кооперативным издательствам значительные дополнительные права: им разрешалось, например, арендовать или иметь собственные типографии, склады, магазины; продавать книги, изданные на собственные средства без государственных субсидий, а также печатать книги за границей. Госиздат и его отделения на местах сохранили функции руководства и контроля, правда, в несколько изменённой форме. Наконец, все частные издательства должны были пройти перерегистрацию"¹).

    "Возрождённое Философское общество, приняв решение о возобновлении издательской деятельности, озаботилось и созданием собственного издательства. 28 декабря 1921 года его руководство обратилось в Петроградское отделение Госиздата РСФСР с просьбой зарегистрировать новое издательство, которому оно дало имя "Аcademia" (от названия школы Платона, около 387 г. до н.э.), и его Устав, а уже 31 декабря Устав издательства (организационно-правовая форма - товарищество на паях) был утверждён.

    В тот же день собрался Редакционный совет нового издательства, в который вошли крупнейшие учёные того времени: юрист, профессор Петроградского университета и Государственного института истории искусств Николай Васильевич Болдырев (1883-1929), историк античности академик (с 1927 г.) Сергей Александрович Жебелев (1867-1941), филолог-классик, профессор Фадей Францевич Зелинский (1859-1944), историк-медиевист, философ и богослов, профессор Петроградского университета и Петроградского богословского института Лев Платонович Карсавин (1882-1952), историк, филосов и социолог; член-корреспондент РАН Николай Николаевич Кареев (1850-1931), литературовед, академик РАН и АН УССР Владимир Николаевич Перетц (1870-1935), математик, почётный член РАН, член Комитета Литературного фонда Константин Александрович Поссе (1847-1928). Эрнст Леопольдович Радлов и филолог, переводчик Адриан Антонович Франковский (1890-1942).

    Некоторые из них уже имели издательский опыт. С.А. Жебелев, например, принимал участие в разработке проекта серии "Вечные книги" (впоследствии - "Памятники мировой литературы") в издательстве М. и С. Сабашниковых, Ф.Ф. Зелинский редактировал и переводил книги серии "Памятники мировой литературы" в том же издательстве ²).

    Возглавлял издательство с момента его образования и до 1929 года Александр Александрович Кроленко (настоящая фамилия Кролик, 1889-1970). Это был издательский деятель нового, послереволюционного типа. Будучи юристом по образованию, Кроленко с детства любил и знал книги (этому способствовала и богатая домашняя библиотека).

В 1920 году он возглавил библиотечный сектор Петроградского военного округа, а вскоре был приглашен Н.А. Котляревским на работу в издательство «Наука и школа». Здесь он приобрел первый опыт издательской работы. Ему-то и предложило Философское общество возглавить вновь создаваемое издательство. Под руководством А.А. Кроленко в течение нескольких лет издательство выработало свое направление, которое режиссер и художник Н.П. Акимов характеризовал как "систему Станиславского в книжном деле".

    Вскоре в свет вышла и первая книга — это была "Религия эллинизма" известного исследователя античной культуры проф. Ф.Ф. Зелинского (сотрудничавшего еще в издательстве М. и С. Сабашниковых).

    "Новое издательство начинало свою деятельность в тяжелейших условиях - голод, лютый холод, нехватка топлива (за воз дров приходилось платить миллион рублей), но питерская интеллигенция, как и интеллигенция всей России, с оптимизмом смотрела в будущее. Наступавший новый 1922 год руководство "Academia" встречало с конкретной программой издания творений Платона и собственного журнала "Мысль", решение о выпуске которого было принято 29 декабря 1921 года.

     Фирменный знак издательства разработал художник Григорий Павлович Любарский (1885-1942). Им были выполнены четыре варианта издательской марки "Academia" одного сюжета, которые сходны рисунком, но отличаются расположением наименования издательства, а одна из них - отсутствием такового" [см. В.В. Крылов. Е.В. Кичатова. Издательство "Academia". Люди и книги. М., "Academia", 2004, с. 17-18]. Прославившаяся впоследствии марка издательства работы Г.П. Любарского впервые появилась на издании «Творений Платона» в 1922 году.

    "К концу лета 1922 года питерские философы первыми в полной мере испытали на себе усиление влияния большевистской идеологии и репрессивной практики, явившейся следствием принятия XII Всероссийской конференцией РКП(б) резолюции "Об антисоветских партиях и течениях" (4-7 августа 1922 года). Последовал почти полный разгром кафедры философии Петроградского университета, откуда были изгнаны профессора С.А. Аскольдов, И.И. Лапшин, Н.О. Лосский, Э.Л. Радлов и многие приват-доценты. Вслед за тем был запрещён четвёртый номер питерской "Мысли", где должна была, в частности, появиться статья Н.О. Лосского, посвящённая критическому анализу позитивистской книги "Философия живого опыта" философа-коммуниста А.А. Богданова. Журнал прекратил своё недолгое существование".

    15 ноября 1922 года по решению Политбюро ЦК РКП(б), утвердившего представленные комиссией (в составе Л.Б. Каменева, Д.И. Курского и И.С. Уншлихта) списки "активной антисоветской интеллигенции", 174 видных российских интеллектуала были вынуждены покинуть Отечество навсегда. А.А. Кроленко записал в своём дневнике: "С утра в редакции. Заходит В.П. Белкин. Приносит рисунки к Платону. Вместе с ним иду на Васильевский остров на Николаевскую набережную Невы провожать уезжающих профессоров. Пароход, идущий в Штеттин, уже готов к отходу; идёт посадка. Среди уезжающих Л.П. Карсавин, И.И. Лапшин, Н.О. Лосский, А.С. Каган, Я.Н. Блох и др. Толпы провожающих - профессора университета, писатели, художники".

    Это уходил в изгнание Серебряный век русской гуманитарной мысли. В России же оставалось философское наследие его представителей опубликованное, в частности, издательством "Academia" накануне массовой высылки учёных гуманитариев. Читатели смогли ознакомиться с книгами Л.П. Карсавина "Восток, Запад и Русская идея" и С.Л. Франка "Введение в философию в самом сжатом изложении".

    Разгром Петербургской философской школы (в 1923 году было закрыто Философское общество) имел печальные последствия как для отечественной науки, так и для издательства. Фактиески прекратилось издание сочинений Платона, журнала "Мысль". Нереализованными оказались планы выпуска сочинений Николая Кузанского, Иоганна Скотта Эриугены.

    В 1922 году издательство начало выпуск серийных изданий. Впоследствии они стали выходить регулярно. Первой научной серией, которую создал директор "Academia", стала серия "Современная культура", в течение трёх лет практиковавшая выпуск небольших по объёму книг (2-3 печатных листа), в популярной форме рассказывающих о новых явлениях в науке, искусстве и общественной жизни как в России, так и за рубежом (15 книг). Среди них уже упоминавшаяся книга Л.П. Карсавина; труды математика и геофизика А.А. Фридмана "Мир как пространство и время", в которой заложены основы современной космологии, философа и биолога Л.С. Берга "Теория эволюции" и другие.

    Из работ зарубежных авторов, выпущенных издательством "Аcademia" в рамках серии в переводе на русский, отметим труды немецких учёных О. Шпенглера "Пессимизм?" (вне серии напечатаны ещё две его работы, в том числе первая часть первого тома "Закат Европы" в переводе А.А. Франковского) и З. Фрейда "Я и Оно".

    Отечественные читатели также впервые познакомились с экономическими воззрениями одного из самых известных британских экономистов Джона Кейнса (1883-1946), изложившего в книге "Проблемы восстановления Европы" новую для своего времени точку зрения на социально-экономические процессы. Эта книга появилась вскоре после Генуэзской конференции (апрель-май 1922 года), где Джон Кейнс присутствовал в качестве корреспондента газеты "Манчестер гардиан"³).

    Первый период был вместе с тем и временем непрекращающихся организационных переустройств издательства. Уже в момент его создания было ясно, что одно Философское общество не сможет обеспечить широкую издательскую деятельность. Поэтому оно объединилось с другими университетскими научными обществами: Математическим, Историческим. Для укрепления материальной базы издательства на Литейном проспекте 40 был открыт магазин издательства "Academia". С этой же целью выпускались серии популярных брошюр "Новое право" (1923), "Радиобиблиотека" (1925-1926), детские книги. Насколько неустойчивым было положение издательства в те годы, свидетельствует шутка члена правления, искусствоведа и художника Н.Э. Родлова: "Да здравствует 31 декабря — единственный день в году, когда издательство уверено, что просуществует до конца года". В 1923 г. издательство было передано Институту истории искусств, что заметно повлияло на его книжный репертуар.

    "От полного исчезновения издательство спас граф Валентин Платонович Зубов (1885-1969) потомок Платона Зубова, фаворита Екатерины II и убийцы императора Павла I, создавший в 1912 году Институт истории искуств, который до 1920 года носил имя своего основателя. В 1920 году институт был преобразован в Государственный институт истории искусств (ГИИИ), а сам В.П. Зубов сохранил пост руководителя.

    В начале 1923 года после неудачных попыток А.А. Кроленко найти помощь и поддержку в Госиздате РСФСР В.П. Зубов, сам недавно (в 1922 году) в полной мере испытавший в питерской тюрьме "благодарность" советской власти за просветительскую деятельность, предложил весьма примечательную уловку. И она удалась в полной мере. Бывший граф сделал простой ход: "Когда-то частное издательство, которому грозила конфискация, - вспоминал впоследствии он сам, - я принял под крылышко Института и тем самым удержал на месте прежнего владельца... он стал государственным служащим". Этим служащим был А.А. Кроленко, ошибочно названный Короленко.

    В апреле 1923 года между правлением Государственного института истории искусств и издательством "Academia" было заключено соглашение о вхождении издательства в состав Института на правах самостоятельного субъекта, работающего на хозрасчётных началах. Его имущественный актив передавался Институту на концессионных началах. Осенью того же года это положение было юридически закреплено в Уставе издательства, разработанном при поддержке Петроградского академического центра"4).

    Тематика изданий "Academia" в то время была очень разнообразной, причем художественная литература занимала в ней самое незначительное место. С момента передачи издательства Институту истории искусств доминирует выпуск книг по теории литературы и искусства. Выходят ставшие классическими книги серии «Вопросы поэтики» (13 выпусков, 1923-1929), сборники "Поэтика" (5 выпусков, 1926-1929), в которых публикуются работы представителей так называемой формальной школы литературоведения (Ю.П. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум), в известной мере предвосхитившие современный системно структурный подход к анализу художественного текста. Публикуются книги по эстетике, истории театра, театральному искусству. Возникают, не получившие большого развития серии "Современные театральные художники", "Мастера современной литературы". Пожалуй единственное, что объединяет пестрый набор книг, издававшихся "Academia" в первые годы ее существования, это высокий интеллектуальный уровень изданий.

    "В 1923 году издательство покинули по разным причинам два его основателя - Н.В. Болдырев и Э.Л. Радлов (с 1923 года он стал первым председателем Петроградского общества библиофилов). Но туда пришёл сын Э.Л. Радлова - Николай Эрнестович Радлов (1889-1942), живописец, график, режиссёр, художественный критик, сыгравший значительную роль в развитии издательства.

    ...Среди крупных научных и издательских проектов издательства "Academia" - серия "Вопросы поэтики", которую готовили сотрудники отдела словесных искусств. В её рамках вышли книги В.В. Виноградова и А.Л. Слонимского о Н.В. Гоголе, исследования С.Д. Балухатого, Г.А. Гуковского, В.Я. Проппа, Б.В. Томашевского, Ю.Н. Тынянова, Б.М. Эйхенбаума, Б.М. Энгельгардта (всего 14 книг). Особо выделим четыре фундаментальных тома трудов В.М. Жирмунского по вопросам теории и истории литературы. Выход в свет этих книг имел огромное значение, убедительно свидетельствуя об активной работе в области литературоведения в середине 1920-х годов. ...Среди изданий по искусству, выпущенных "Academia" в 1923-1928 годы, труды В.И. Шмита по истории, теории и методологии искусства и музейного дела, сборники статей по истории русского искусства XVII века и по истории искусства Русского Севера. В серии "Искусство современной Европы" напечатаны книги "Метод экспессионизма в живописи" Г. Марцинского в переводе Б.В. Казанского со вступительной статьёй Н.Э. Радлова и "Литография" М. Фридлендера в переводе Е.Н. Верейской.

    Особо отметим сборник статей Б.Л. Богаевского, И. Глебова (Б.В. Асафьева), А.А. Гвоздева, В.М. Жирмунского "Задачи и методы изучения искусств", изданный в 1924 году. Открывался он предисловием-манифестом В.П. Зубова, в котором сформулировано методологическое кредо Государственного института истории искусств...5)

    С середины двадцатых годов все больший удельный вес в изданиях «Academia» занимает художественная литература. Выходит 19-томное собрание сочинений Анри де Ренье. Печатаются сочинения Жюля Ромена, Марселя Пруста и других. На первых порах это издания исключительно современной зарубежной литературы, которые носили характер элитарный, они предназначались еще для узкого круга знатоков и ценителей. Но довольно быстро ориентация издательства меняется в сторону широкого обращения к культурному наследию. В то время (конец двадцатых годов) вокруг вопроса об отношении к мировому культурному наследию шла сложная и острая борьба. Позиция, занятая в этой борьбе издательством «Academia», была программной: наследие гуманитарной культуры прошлого должно стать достоянием советских читателей. Из этой позиции логически вытекали и принципы научной подготовки текстов, вводных статей, комментариев, в известной мере — и принципы оформления книг.

    "В середине 20-х "Academia" приступила к изданию книг по киноискусству, подготовленных сотрудниками кинокомитета ГИИИ. Одним из первых изданий по этой тематике была монография У. Гада "Кино" в переводе с немецкого А.И. Пиотровского и оформлении Н.П. Акимова. В конце 1925 года, вероятно по инициативе А.А. Гвоздева, посетившего осенью этого года Берлинскую киновыставку и окончательно уверовавшего в социокультурную миссию кино, "Academia" начала издание серии "Теория и история кино", а также популярной серии книг о киноартистах и кинорежиссёрах. В первой серии вышли в свет труды в основном зарубежных авторов, что позволило специалистам познакомиться с идеалами и философией Р. Гармса, Л. Муссинака, Ф. Тальбота (переводчики А.А. Гвоздев, С.С. Мокульский, А.И. Пиотровский и Т.И. Смирнова). Благодаря этому появилась первая библиотека живой классики западного киноведения.

    Усилиями Б.С. Лихачёва, в прошлом театрального актёра и режиссёра, был подготовлен фундаментальный труд по истории русского кино конца XIX - начала XX века, изданный "Academia" в 1927 году. (Вторая часть опубликована в 1960 году, через четверть века после безвременной кончины автора).

    Киноманов и специалистов издательство порадовало произведениями, раскрывающими творческие биографии американских и немецких киноактёров. Особый интерес представляют книги М.Д. Бронникова о Мэри Пикфорд, напечатанные общим тиражом 35 тысяч экземпляров".

    В 1924-1926 годах "Асademia" опубликовала пять книг по истории и теории шахмат. Среди них внимание читателей ...привлекла книга чемпиона мира по шахматам (1921-1927), кубинского шахматиста и дипломата Х.Р. Капабланки "Моя шахматная карьера", напечатанная под грифом Всероссийского шахматного союза в оформлении Г.П. Любарского; в переводе и под редакцией известного кельтолога А.А. Смирнова (1924 г.)"6).

    Остается только удивляться тому, c какой последовательностью выполняются в дальнейшем издательские планы "Academia". "В практической книжной деятельности, — писал А.А. Кроленко, — никогда не следует говорить о книге вообще, но каждый раз следует брать книгу в ее социальном разрезе с учетом особенностей ее потребителя". А "социальный заказ", который издательство считало необходимым выполнить, был достаточно сложен: речь шла о формировании новой советской интеллигенции при условии сохранения культурно-просветительских традиций предреволюционного времени. Именно с этой целью начинают в 1927 году формироваться новые серии...

    Планы издательства "Academia" основывались прежде всего на строгом и обдуманном отборе публикуемых произведений. Издательство преследовало при этом цель дать читателю возможно более полное представление о ходе развития художественной культуры человечества. Для этого наряду с выдающимися образцами мировой классики в планах издательства отводилось заметное место "второй линии литературы", т.е. писателям, которые не будучи классиками, отразили в своих произведениях критические, переломные и революционные моменты человеческой истории. С той же целью видное место в книжном репертуаре издательства отводилось эпосу, фольклору и материалам по истории культуры. В работе над всеми этими изданиями учитывались новейшие достижения литературоведения, текстологии, возросшие к тому времени требования к мастерству перевода. Однако и деятельность издательства способствовала формированию советской переводческой школы, развитию отечественной текстологии и редакторского искусства. Работа над книгой в "Academia" носила во многих случаях научно-исследовательский характер, результаты этой работы находили отражение в выпущенных изданиях. Научный аппарат изданий "Academia" во многих случаях сохраняет свое значение до наших дней и может служить образцом редакционной работы. В качестве примера можно сослаться на издание "Мемуаров" Талейрана, вышедшее под редакцией Е.В. Тарле, в переводе и с примечаниями С.А. и Л.А. Фейгиных. Здесь особенно ценны характеристика Талейрана, данная во вступительной статье Е.В. Тарле (развернутой позднее в книгу), и указатель имен, где на 80 страницах убористого текста Л.А. Фейгиной удалось дать поистине маленькую энциклопедию наполеоновской эпохи.

    Говоря о редакционной работе в издательстве, нельзя не упомянуть А.М. Эфроса, главного редактора серии «Французская литература» и соредактора серии «Искусствоведение», чьи статьи и комментарии зачастую представляли собой маленькие литературоведческие шедевры.

     Характер редакторской работы в "Academia" хорошо иллюстрирует выдержка из статьи П.Н. Беркова, предпосланной сочинениям Козьмы Пруткова: "Помимо дополнений основного текста в настоящее издание включен ряд материалов, облегчающих выяснение и восприятие социальной природы того своеобразного литературного явления, которое представляет К. Прутков. Во-первых, перепечатаны... письма А. и В. Жемчужниковых о Пруткове к А.Н. Пыпину, М.М. Стасюлевичу и А.С. Суворину, а также два затерянных интервью с А.М. Жемчужниковым. Затем дано описание "Архива" К. Пруткова с указанием авторов почти всех отдельных его произведений. Кроме того, сделана попытка собрать отражения Пруткова в музыке, театре и графике. Библиография произведений, отдельных изданий К. Пруткова и важнейшей литературы о нем заключает приложения. Издание снабжено рядом иллюстраций иконографического характера, а также некоторыми факсимиле. Помимо этого издательство поручило Н.В. Кузьмину орнаментацию основного текста книги. Издательству же принадлежит расположение этих иллюстраций".

    Вообще оформлению книг в издательстве "Academia" уделялось особое внимание. В изданиях памятников мировой литературы часто использовались иллюстрации старых мастеров, так что книги "Academia" вводили в обиход русского читателя не только классические произведения, но и классическую графическую интерпретацию: "Робинзон" и "Гуливер" издавались с иллюстрациями Гранвиля, "Вертер" с иллюстрациями Ходовецкого и т.п.

    

    

Продолжение



1) cм. Леонид Юниверг. "Издательский мир Иосифа Кнебеля". Иерусалим, "Филобиблон", 1997, с. 223-224

2) В.В. Крылов. Е.В. Кичатова. Издательство "Academia". Люди и книги. М., "Academia", 2004, с. 14-15.

3)То же издание, с. 24-25.

4)То же издание, с. 26-27.

5)То же издание, с. 28-31.

6)То же издание, с. 33-38.

 


Сайт управляется системой uCoz
Яндекс.Метрика